Трехфазный асинхронный электродвигатель переменного тока используется наиболее часто на многих предприятиях народного хозяйства. Для корректной работы электромотора нужно правильно подходить к выбору оборудования по мощности, чтобы оно могло бесперебойно выполнять свои задачи в установленном режиме нагрузок. Если проявляются какие-либо аварийные ситуации и ненормальные режимы, это может свидетельствовать о неправильном расчете электрических схем подключения пусконаладочной аппаратуры, об использовании неподходящей кабельно-проводниковой продукции.
Однако наряду с человеческим фактором стоит учитывать и другие, "естественные процессы", приводящие к скорому выходу электрооборудования из строя:
Короткие замыкания могут возникать на обмотке роторов, во внешней сети или на внешней коробке двигателя. Наиболее действенной защитой от короткого замыкания является использование электромагнитных реле защиты, которые реагируют на появление в силовой сети токов КЗ и практически мгновенно выключают подачу электричества. Кроме реле используются также плавкие предохранители, это эффективная защита, суть которой основана на том, что предохранитель рассчитан на определенную величину силы тока, как только это значение превышает установленную норму, предохранитель плавится и размыкает сеть. Однако данный способ используется реже, особенно на оборудовании с мощностью выше 100 кВт, поскольку предохранитель демонстрирует не очень высокую точность работы, и время за которое он может расплавиться часто зависит от многих факторов: сечения провода, материала, температуры воздуха и прочее. Электромагнитные реле могут использоваться многократно и их точность не зависит от посторонних факторов.
Тепловая перегрузка техники - также важная причина выхода оборудования из строя. В результате постоянного перегрева изоляция начинает плавиться, что приводит к коротким замыканиям. Основные причины тепловой перегрузки: ухудшение условий охлаждения, обрыв фазы во внешней сети, перепады напряжения, длительное падение напряжения, застопоривание ротора, механические повреждения.
Чтобы решить проблему тепловых перегрузок, нужно в первую очередь обеспечить плавный пуск двигателя. Во время резкого пуска вращающиеся части двигателя испытывают наибольшие нагрузки, во всей сети предприятия наблюдаются скачки напряжения, что в свою очередь влияет на работу всего остального оборудования.
Для защиты от перегрузок электродвигателей используют как охладительное оборудование, так и специальные реле, которые реагируют на понижение напряжения, длительный пуск при пониженном напряжении, или на постепенное повышение нагрузки. Наиболее эффективной защитой от тепловых перегрузок является использование тепловых расцепителей и электротепловых реле. Знание и применение всех способов защиты электрооборудования от износа и поломок значительно продлевает его службу.